Без музыки не проживу и дня!
Без музыки не проживу и дня!
Мария Луарсабовна Челищева принадлежит в той плеяде педагогов, которые стояли у истоков музыкального образования в Рыбинске, поэтому закономерно, что в череде биографий старейших педагогов нашей школы её имя значится первым. Вторая глава истории школы посвящена именно ей. В нашем городе в разное время установлено более 50 мемориальных досок . Одна из них - на доме номер 24 по улице Чкалова. Здесь с 1912 по 1970 год жила Мария Луарсабовна Челищева – виртуозная пианистка, дирижёр, известный в Рыбинске музыкальный педагог, ученица Сергея Рахманинова и Константина Игумнова.
В нашем городе в разное время установлено более 50 мемориальных досок. [Сведения получены от специалиста Управления культуры Администрации городского округа город Рыбинск Лобановой Н.А. 14 января 2011 года]. Одна из них - на доме номер 24 по улице Чкалова. Здесь с 1912 по 1970 год жила Мария Луарсабовна Челищева – виртуозная пианистка, дирижёр, известный в Рыбинске музыкальный педагог, ученица Сергея Рахманинова и Константина Игумнова.
Величайшая редкость в истории России, когда памятный знак посвящён преподавателю музыкальной школы – нашей школы №1 имени П.И.Чайковского, в которой Мария Луарсабовна служила с основания - с 1 февраля 1919 года, то есть полвека, и вышла на пенсию в 85 лет. В Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранятся её вещи. В Рыбинском филиале Центрального архива Ярославской области в фонде под грифом Р-2270 собраны её документы. И величайшая несправедливость, что до сих пор не написана её биография, если не считать небольшой статьи ярославского музыковеда Светланы Кузнецовой, опубликованной к 125- летию М.Л.Челищевой в журнале «Музыка и время». [Кузнецова С.И. Свободный художник русской провинции Мария Челищева.// Музыка и время. – 2009 – №10. С.2-5.]
Поэтому мы вправе считать актуальной цель нашего проекта – на основе изучения и систематизации архивных материалов, писем, воспоминаний, на основе краеведческого поиска уточнить и написать биографию Марии Луарсабовны Челищевой. Проект рассчитан на 3 года, потому что каждая строка будущей статьи требует тщательной проверки. В данной работе отражены промежуточные результаты одного рабочего задания - какова роль педагогов, в частности, Сергея Васильевича Рахманинова, в формировании музыкальных интересов и фортепианного мастерства Марии Абуладзе - Челищевой.
Задачи исследования выяснить:
Первым толчком к разработке данного вопроса стал факт, о котором не знала даже Ирина Александровна Поройкова, известный в городе краевед, педагог нашей школы - человек, наиболее близкий М.Л.Челищевой в 60-ые годы.
А именно: 3 марта 1973 года в письме из Ленинграда, где последние годы Мария Луарсабовна жила у дочери, она сообщает Ольге Ивановне Поповой, своей ученице, а потом коллеге, в ответ на её рассказ о единственном в Рыбинске концерте Мстислава Ростроповича, что хорошо знает не только знаменитого виолончелиста, но и его мать, и его тётушек (см. Приложение, рис.4,5 с.13). Далее цитирую: «Вы пишете о Ростроповиче. Я его очень люблю и много слышала его. Одно время мы даже были близко знакомы. Это было во время войны - в Оренбурге. Ростроповичи тоже жили там, и Слава много играл, и тогда уже очень хорошо, ему < неразборчиво > было лет 15-16. Дело в том, что я очень хорошо знаю его мать и её двух сестёр. Познакомилась и подружилась я с 3-мя сёстрами ещё в тот период, когда училась в Московской консерватории. Эти сёстры – мои подружки - выдавали меня замуж… Мы в консерватории <неразборчиво > образовали коммуну из 7 чел.( эти 3 сестры, я , моя сестра Людм. Луарс., её подруга-певица и ещё одна певица). Мы снимали в Москве, на Мал. Никитской квартиру…»(конец цитаты) [Письмо М.Л.Челищевой Ольге Ивановне Поповой от 3 марта 1973 года. // Архив ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского. – Папка «Челищева М.Л.»].
Вот тогда у нас и возникла мысль - проследить, а кто ещё из известных музыкантов встретился Марии Луарсабовне на её земном пути. Эта сторона её биографии интересна не столько в бытовом плане, сколько с точки зрения осознания, как человеку, 60 лет прожившему в маленьком провинциальном городке, всю жизнь проработавшему в одной школе, имевшему до 20 учеников еженедельно, удавалось на протяжении нескольких десятилетий сохранять живое творческое мировоззрение, высокую общую культуру и поразительную эрудицию. Более того, что заставляло её быть инициатором и организатором практически всех заметных музыкальных событий в городе, играть в них доминирующую роль и до 80 лет демонстрировать хорошую пианистическую форму.
Очевидно, ответ на эти вопросы надо искать в списке тех музыкантов, у которых она училась, которых боготворила и с которых брала пример.
Составить список великих учителей Марии Луарсабовны оказалось довольно непросто, так как она рассказывала о них только самым близким друзьям либо в устных беседах, либо в письмах. Что касается писем, то информация из-под руки адресанта не подвергается сомнению, поскольку письмо – само по себе уже документ, и личный, и исторический. Писем в нашем распоряжении - 5: директору школы Камаеву В.И. -1; коллеге О.И.Поповой -2; ученице Никулушкиной И.А. -2. Если же говорить о записи воспоминаний, то здесь приходится действовать очень деликатно и учитывать, что человеческая память весьма не совершенна.
В результате сопоставительного анализа возникло три списка.
Эти имена в комментариях не нуждаются, так же как и имена великих исполнителей.
Своим ученикам - об этом рассказала нам Никулушкина И.А. - Мария Луарсабовна всегда настоятельно советовала посещать концерты серьёзной музыки, желательно в филармонии, чаще слушать хороших музыкантов, считая это лучшей школой мастерства для пианиста любого возраста. И сама она, будучи в столицах, использовала любую возможность посетить концерты известных музыкантов. В Рыбинском филиале ГА ЯО хранятся её программки с концертов разных лет, их более 50. [ЦА ЯО в Рыбинске: Р-2270. Оп. 1.Д.6.]
Своими впечатлениями она часто делилась с воспитанниками, которые учились в других городах. Например, из письма к Ирине Никулушкиной мы узнаём, какое потрясающее впечатление произвёл в юности на Марию Абуладзе любимый ею Второй концерт С.Рахманинова для фортепиано с оркестром в исполнении самого автора в зале бывшего Дворянского собрания в Москве (см. Приложение, рис.6, с.14). Цитирую: « Я чуть с ума не сошла в тот вечер. Зал неистовствовал от оваций. Я же, приехав с концерта, ….. собрала свои ноты, заперла на ключ рояль и сказала, что никогда больше не прикоснусь к инструменту, я не смогу сыграть на нём того, что слышала». [М.Л.Челищевой Ирине Никулушкиной от 7 мая 1975 года. // Личный архив И.А.Никулушкиной]
Отношение Марии Луарсабовны к концертным программкам свидетельствует о том, что их бережное хранение - это не легкомысленное коллекционирование мелочей, которыми можно при случае блеснуть, а факт глубокого уважения к любимому исполнителю, признание его благотворного влияния, полезности для повседневной педагогической деятельности. Среди нескольких десятков исторических артефактов есть особенный: программка благотворительного концерта в пользу Первой московской гимназии 16 января 1902 года с автографом Ф.И.Шаляпина, которую мы уже однажды представляли в номинации «Краеведческая находка».
Необходимо, как нам кажется, в данном контексте говорить и о талантливых учениках разных лет, которые заставляли Марию Луарсабовну Челищеву постоянно учиться (см. Приложение, рис.8-16 с.15), совершенствоваться профессионально.
Все названные имена определены в результате краеведческого поиска.
О каждом названном музыканте и его роли в жизни М.Л.Челищевой можно написать отдельное исследование. Это, очевидно, только вопрос времени. Но если говорить о том, кто оказал самое сильное влияние на формирование «свободного художника», а именно так писали в дипломе Московской консерватории, то, по словам всех знавших Марию Луарсабовну, речь должна идти только о Сергее Васильевиче Рахманинове, и ни о ком больше.
Портрет Сергея Рахманинова был всегда в комнате Марии Луарсабовны и в Рыбинске, и в Ленинграде. Он неизменно висел в тех классах, где она работала (см. Приложение, рис.17, с.16). Ноты с произведениями Рахманинова и двухтомник воспоминаний о нём были увезены на новое место жительство, в то время как вся огромная нотная библиотека оставлена в подарок школе. На протяжении всей творческой жизни Мария Луарсабовна играла Рахманинова в концертах и для друзей. И даже себе она не могла ответить на вопрос, что ей нравится больше – она любила у Рахманинова всё. Неоднократно говорила о том, что его музыка содействует родству душ, что она как воздух. Именно такое родство душ чувствовалось и в Первой сюите, и во Втором концерте для фортепиано с оркестром, и в Вариациях на тему Шопена, которые она слушала в исполнении автора . Отношение Марии Луарсабовны к личности Рахманинова можно определить только одним словом – «кумир». Так сказала она в очерке, написанном для сборника «Воспоминания о Рахманинове», изданном в 1957 году.[Воспоминания о Рахманинове / Сборник. Составитель З.Апетян: Москва. Госмузиздательство, 1962. Изд.2.С. 419-423 . – М. Л. Челищева С. В. Рахманинов в Мариинском училище], где рядом со статьями известных людей: И.Бунина, С.Коненкова, М.Чехова, Е.Гнесиной - помещены скромные мемуары воспитанницы Московского Мариинского училища Марии Абуладзе.
Как и когда Мария Луарсабовна стала ученицей С.Рахманинова? В 1896 году двенадцатилетней девочкой Мария Абуладзе, дочь отставного подполковника из Ярославля, дворянина, была отдана в Московское Мариинское училище – закрытое женское учебное заведение с шестилетним курсом. В то время С.В.Рахманинов преподавал там обязательный теоретический предмет - сольфеджио. «Рахманинов, как и Чайковский, не любил педагогической деятельности и занимался ею в силу необходимости, нуждаясь в заработке. Занятия педагогикой сильно мешали его творческой работе. Но, несмотря на то, что занятия с нами тяготили его, он любил нашу молодежь, живо интересовался жизнью училища, работой других педагогов, успехами учащихся, бывал на всех открытых музыкальных вечерах и даже сам непосредственно участвовал в нашей музыкальной жизни, аккомпанируя нашему хору», - пишет Мария Луарсабовна. «…своим детским сердцем я чувствовала, что передо мной … большой человек», - читаем далее. [Воспоминания о Рахманинове / Сборник. Составитель З.Апетян: Москва. Госмузиздательство, 1962. С. 419 . – М. Л. Челищева С. В. Рахманинов в Мариинском училище].
Детские впечатления пансионерки Абуладзе совсем по-другому оценивались ею позже, когда она сама стала преподавать. Именно тогда она поняла, почему, вопреки занятости, Рахманинов аккомпанировал училищному хору и посещал ученические концерты, зачем привозил известного пианиста А.Гольденвейзера и сам много играл для воспитанниц. «Его игра доходила до дна души каждого человека и заставляла звучать те струны, которые не удавалось затронуть никакому другому музыканту… Впечатления от встреч с Рахманиновым относятся к самым ярким моментам моей жизни», - конец цитаты. [Воспоминания о Рахманинове / Сборник. Составитель З.Апетян: Москва. Госмузиздательство, 1962. С. 419 . – М. Л. Челищева С. В. Рахманинов в Мариинском училище.]
Как педагог, Рахманинов личным примером неназойливо внушил своим ученицам 3 основных правила, которым Мария Луарсабовна была верна всю жизнь. Во-первых, учитель музыки должен в равной степени любить музыку и своих воспитанников – только гармония даст ожидаемый результат. Во-вторых, он должен быть не просто хорошим, а виртуозным исполнителем – держать форму, чтобы ученикам хотелось учиться музыке. В-третьих, он должен сам много играть: на сцене, в концертах, в оркестрах, в спектаклях, на уроках – действенно пропагандировать музыку. Общение с великим музыкантом приучило его учениц к высочайшей требовательности к себе, к ответственности за свой труд, к реальной самооценке. Вернёмся к уже упомянутому эпизоду, как после одного из концертов С.Рахманинова, очарованная его исполнением, девушка решила больше не заниматься на фортепиано, потому что якобы со своими ничтожными способностями недостойна этого. Цитирую: «В числе других воспитанниц меня брали в концерты Филармонического общества. Но один вечер останется у меня в памяти навсегда. Это было 27 октября 1901 года. В программе стоял Второй концерт Рахманинова в исполнении автора, под управлением А.И. Зилоти. Я слушала как зачарованная. Да и не только я. Вероятно, вся публика испытывала необыкновенное волнение. Зал буквально замер. Я была потрясена чарующей красотой этого Концерта и его непревзойденным исполнителем».[Воспоминания о Рахманинове / Сборник. Составитель З.Апетян: Москва. Госмузиздательство, 1962. С. 419 . – М. Л. Челищева С. В. Рахманинов в Мариинском училище]
Выше уже сказано, что было после концерта. К счастью, запертый рояль был вновь открыт. Но «понадобилось много времени, прежде чем я смогла снова подойти к инструменту. А играла я в ту пору очень неплохо», - конец цитаты. [Письмо М.Л.Челищевой Ирине Никулушкиной от 7 мая 1975 года. // Личный архив И.А.Никулушкиной]
Глубокое уважение к великому музыканту Мария Луарсабовна сумела привить и своим ученикам. Рассказывает Ирина Александровна Никулушкина: «В музыкальном институте имени Гнесиных на втором курсе я играла Второй концерт Рахманинова. В то время (1971-1976) мы поддерживали переписку с Марией Луарсабовной, и … она интересовалась моими успехами. Она упоминала и об очерке, …о том, какие чувства испытала, когда слушала концерт в исполнении автора », - конец цитаты. [Интервью с И.А.Никулушкиной 21 сентября 2011 года]
«Мария Луарсабовна несколько раз рассказывала нам о Рахманинове. С гордостью вспоминала, как однажды после концерта он похвалил ее за отличное выступление, хотя, как известно, редко положительно оценивал учащихся», - это фрагмент интервью с педагогом нашей школы Николаевой Еленой Григорьевной, одной из последних учениц Челищевой.[Интервью с Е.Г.Николаевой 18 октября 2011 года]
Читая воспоминания Марии Луарсабовны о великом композиторе и пианисте, чувствуешь восторженное преклонение перед личностью Учителя. Мы и не догадываемся о том, что сам факт появления этого очерка есть свидетельство гражданской стойкости автора. Дело в том, что отношение к Рахманинову, покинувшему Россию и умершему эмигрантом, не прощённому Советским Союзом, в 50-ые годы 20 века было не таким, как сейчас. Произведения «отщепенца» и «предателя» «не рекомендовали» исполнять на конкурсах и в концертах, называть любимыми, их практически не было в репертуаре музыкальных школ. Первоначально составители планировали издать сборник к 80-летию со дня рождения композитора (март 1953 года) в 3-х томах. Но постепенно авторы стали отзывать уже готовые материалы под разными предлогами. Мы не знаем, советовали ли М.Л.Челищевой сделать это - вернее всего, советовали. Но её мемуары были опубликованы. Можно предположить, а это предположение разделяют все, кто её знал и помнит, что власть ей такого шага не простила. Неоднократно руководство школы выдвигало кандидатуру Марии Луарсабовны на различные награды, но ни одной из них она не была удостоена.
Это заявление не голословное. В ГА ЯО хранятся 3 документа:
Оказывается, за верность идеалам и собственные, а не рекомендованные властью предпочтения, в том числе и музыкальные, надо платить. Комментарии излишни. Подводя итог этого раздела, можно процитировать последний абзац очерка: «Я глубоко чту память Сергея Васильевича; я счастлива и горда, что была его современницей, его ученицей; видела и слышала живого Рахманинова» . Так писала Мария Луарсабовна о человеке, который оказал самое большое влияние на её мировоззрение и эстетический вкус, творчество которого, вопреки всему, она называла океаном, мощью, дыханием, который остался в её памяти как серебряного века силуэт.
Часть биографии Марии Луарсабовны Челищевой, одного из самых ярких педагогов в истории музыкального образования города Рыбинска, уже уточнена. Мы узнали, как важен был в её жизни начальный период обучения музыке, что и как преподавали в Мариинском училище, что определило творческие принципы её будущей деятельности. В данной работе представлены промежуточные результаты. Возможно, они будут дополнены, потому что в нашем распоряжении есть пока не расшифрованные материалы. Выполняя намеченные задачи, мы проверили даты, составили энциклопедические справки на лиц, упоминаемых в печатных и рукописных источниках, изучили переписку, проанализировали архивные материалы.
Безусловно, влияние Сергея Васильевича Рахманинова на формирование Марии Луарсабовны как пианистки и педагога было доминирующим. Это подтверждают, в первую очередь, документы: автобиография, письма и мемуары Челищевой. Это подтверждают её жизненные и творческие принципы, о которых до сих пор помнят её ученики: в равной степени любить музыку и своих воспитанников, быть не просто хорошим, а виртуозным пианистом, как можно дольше держать исполнительскую форму, постоянно выступать в концертах, активно пропагандировать музыку.
Так трудились её любимые преподаватели: С.Рахманинов и К.Игумнов – так всю жизнь трудилась и она. Цель всей её жизни заключалась в том, чтобы приобщить как можно больше молодежи к музыкальной культуре.
Роль С.Рахманинова в жизни М.Л.Челищевой [презентация, pdf, 6Mb] Скачать
// Личный архив И.А.Никулушкиной. Фото автора.
Фото из архива ДМШ №1 им. П.И.Чайковского города Рыбинска.
Установлена 7 мая 1994 года к 75-летию ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского. Фото автора.
Сейчас 90 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте