Без музыки не проживу и дня!

Из истории Детской музыкальной школы №1 города Рыбинска

Глава вторая. Роль Сергея Рахманинова в жизни М.Л. Челищевой.

Мария Луарсабовна Челищева принадлежит в той плеяде педагогов, которые стояли у истоков музыкального образования в Рыбинске, поэтому закономерно, что в череде биографий старейших педагогов нашей школы её имя значится первым. Вторая глава истории школы посвящена именно ей. В нашем городе в разное время установлено более 50 мемориальных досок . Одна из них - на доме номер 24 по улице Чкалова. Здесь с 1912 по 1970 год жила Мария Луарсабовна Челищева – виртуозная пианистка, дирижёр, известный в Рыбинске музыкальный педагог, ученица Сергея Рахманинова и Константина Игумнова.

В нашем городе в разное время установлено более 50  мемориальных досок. [Сведения получены от специалиста Управления культуры Администрации городского округа   город Рыбинск  Лобановой Н.А. 14 января 2011 года]. Одна из них - на доме номер 24 по улице Чкалова. Здесь с 1912 по 1970 год жила Мария Луарсабовна Челищева –  виртуозная пианистка,  дирижёр, известный в Рыбинске   музыкальный педагог, ученица Сергея Рахманинова и Константина Игумнова.

 Величайшая редкость в истории России,  когда  памятный знак посвящён преподавателю музыкальной школы – нашей  школы №1 имени П.И.Чайковского, в которой  Мария Луарсабовна  служила  с основания - с 1 февраля 1919 года, то есть   полвека, и вышла  на пенсию  в 85 лет.  В Рыбинском  историко-архитектурном  и  художественном музее-заповеднике хранятся её вещи. В  Рыбинском  филиале  Центрального архива Ярославской области  в фонде под грифом  Р-2270 собраны её документы. И величайшая несправедливость,  что до сих пор не написана её биография, если не  считать  небольшой статьи  ярославского музыковеда Светланы Кузнецовой, опубликованной   к 125- летию  М.Л.Челищевой  в  журнале «Музыка и время». [Кузнецова С.И. Свободный художник русской провинции Мария Челищева.// Музыка и время. – 2009 –  №10. С.2-5.]

Поэтому мы вправе считать актуальной цель нашего проекта – на основе изучения и систематизации архивных материалов, писем, воспоминаний, на основе краеведческого поиска уточнить и написать биографию Марии Луарсабовны Челищевой. Проект рассчитан на 3 года, потому что каждая строка будущей статьи требует тщательной проверки. В данной работе отражены промежуточные результаты одного рабочего задания - какова роль педагогов, в частности, Сергея Васильевича Рахманинова, в формировании музыкальных интересов и фортепианного мастерства Марии Абуладзе - Челищевой.

Задачи исследования выяснить:

  • где и когда Мария Луарсабовна училась музыке,
  • кто был её непосредственным педагогом, - кто из известных музыкантов имел влияние на формирование её профессионального мастерства, 
  • какие источники это подтверждают.

Великие учителя и талантливые ученики 

1.1.Факты известные и неизвестные

Первым толчком к разработке данного вопроса стал факт, о котором не знала даже Ирина Александровна Поройкова, известный в городе краевед, педагог нашей школы -   человек, наиболее близкий М.Л.Челищевой в 60-ые годы.

А именно:  3 марта 1973 года в письме из Ленинграда, где последние  годы Мария Луарсабовна жила у дочери,   она  сообщает  Ольге Ивановне Поповой, своей ученице, а потом коллеге, в ответ на её рассказ о единственном   в Рыбинске  концерте Мстислава Ростроповича, что хорошо знает  не только   знаменитого виолончелиста, но и  его мать, и его тётушек  (см. Приложение, рис.4,5 с.13). Далее цитирую: «Вы пишете о Ростроповиче. Я его очень люблю и много слышала его. Одно время мы даже были близко знакомы. Это было во время войны -  в Оренбурге. Ростроповичи тоже жили там, и Слава много играл, и тогда уже очень хорошо, ему  < неразборчиво > было лет 15-16. Дело в том, что я очень хорошо знаю его мать и её двух сестёр. Познакомилась и подружилась я с 3-мя сёстрами ещё в тот период, когда  училась в Московской консерватории. Эти сёстры – мои подружки - выдавали меня замуж… Мы в консерватории <неразборчиво > образовали коммуну из 7 чел.( эти 3 сестры, я , моя сестра Людм. Луарс., её подруга-певица и ещё одна певица). Мы снимали в Москве, на Мал. Никитской квартиру…»(конец цитаты) [Письмо М.Л.Челищевой  Ольге Ивановне Поповой от 3 марта 1973 года. // Архив ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского. – Папка «Челищева М.Л.»].

Вот  тогда у нас  и возникла мысль -  проследить, а кто ещё из известных музыкантов встретился Марии Луарсабовне на её земном пути. Эта сторона  её биографии  интересна не столько в бытовом плане, сколько с точки зрения осознания, как человеку, 60 лет прожившему в маленьком  провинциальном городке,  всю жизнь  проработавшему в одной школе,  имевшему до 20 учеников еженедельно, удавалось на протяжении  нескольких  десятилетий  сохранять живое творческое мировоззрение,   высокую  общую культуру и поразительную эрудицию.  Более того,   что заставляло её  быть инициатором и организатором практически всех заметных музыкальных событий в городе,  играть  в них  доминирующую  роль и  до 80 лет демонстрировать хорошую пианистическую форму.  

Очевидно, ответ на эти  вопросы надо искать в списке  тех музыкантов,  у которых она училась,  которых  боготворила и с которых  брала пример.


 

1.2. Учителя  и ученики  Марии Челищевой – Абуладзе

Составить список великих учителей Марии Луарсабовны оказалось довольно непросто, так как она рассказывала о них только самым близким друзьям либо в устных беседах, либо в письмах. Что касается писем, то информация из-под руки адресанта не подвергается сомнению, поскольку письмо – само по себе уже документ, и личный, и исторический. Писем в нашем распоряжении - 5: директору школы Камаеву В.И. -1; коллеге О.И.Поповой -2; ученице Никулушкиной И.А. -2. Если же говорить о записи воспоминаний, то здесь приходится действовать очень деликатно и учитывать, что человеческая память весьма не совершенна.

В результате сопоставительного анализа возникло три списка.

1.2.1. Великие учителя.

  • Сергей Васильевич Рахманинов.
  • Константин Николаевич Игумнов.
  • Василий Ильич Сафонов. 

Эти имена в комментариях не нуждаются, так же как и имена великих исполнителей.

1.2.2. Великие исполнители.

  • Сергей Васильевич Рахманинов.
  • Фёдор Иванович Шаляпин.
  • Александр Борисович Гольденвейзер.

 Своим ученикам -  об этом  рассказала нам  Никулушкина И.А. -  Мария Луарсабовна всегда настоятельно советовала  посещать концерты серьёзной музыки, желательно в филармонии,  чаще слушать хороших музыкантов, считая это лучшей школой мастерства  для пианиста любого возраста. И  сама она, будучи в столицах, использовала любую возможность посетить  концерты известных музыкантов. В Рыбинском филиале ГА ЯО  хранятся её программки  с концертов разных лет, их более 50. [ЦА ЯО в Рыбинске: Р-2270. Оп. 1.Д.6.]

Своими  впечатлениями  она  часто делилась с   воспитанниками, которые учились в других городах. Например, из письма к Ирине Никулушкиной  мы узнаём, какое потрясающее  впечатление произвёл в юности  на  Марию Абуладзе  любимый ею  Второй концерт С.Рахманинова для фортепиано с оркестром  в исполнении самого  автора в зале бывшего Дворянского собрания в Москве (см. Приложение, рис.6, с.14). Цитирую: « Я чуть с ума не сошла в тот вечер. Зал неистовствовал от оваций. Я же, приехав с концерта, ….. собрала свои ноты, заперла на ключ рояль и сказала, что никогда больше не прикоснусь к инструменту, я  не смогу сыграть  на нём того, что слышала». [М.Л.Челищевой  Ирине Никулушкиной  от 7 мая 1975 года. // Личный архив И.А.Никулушкиной]

Отношение  Марии Луарсабовны  к концертным  программкам свидетельствует о том, что их  бережное  хранение  -  это не легкомысленное   коллекционирование мелочей, которыми можно при случае блеснуть, а факт глубокого  уважения  к  любимому исполнителю, признание его благотворного влияния, полезности  для повседневной педагогической  деятельности.   Среди нескольких десятков исторических артефактов есть особенный: программка  благотворительного концерта  в пользу  Первой московской гимназии 16 января 1902 года  с автографом Ф.И.Шаляпина, которую мы уже однажды  представляли в номинации «Краеведческая находка». 

1.2.3. Ученики, подвигающие к самообразованию.

Необходимо, как нам кажется, в данном контексте говорить и о талантливых учениках разных лет, которые заставляли Марию Луарсабовну Челищеву постоянно учиться (см. Приложение, рис.8-16 с.15), совершенствоваться профессионально.

  • Ирина Александровна Челищева – дочь Марии Луарсабовны, впоследствии концертмейстер Мариинского театра.
  • Владислав Геннадьевич Соколов – впоследствии профессор, всемирно известный хоровой дирижёр, «маэстро всех детских хоров».
  • Михаил Ефимович Шифман – первый рыбинский Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов, музыковед, впоследствии профессор Ленинградской консерватории.
  • Варвара Николаевна Щербакова, Ольга Ивановна Попова, – преподаватели фортепиано нашей школы, Алексей Сергеевич Баженов, Владимир Викторович Камаев – преподаватели Ярославского музыкального училища имени Л.В.Собинова.
  • Ольга Иосифовна Дубровкина – постоянный член жюри Рыбинского регионального конкурса юных пианистов имени М.Л.Челищевой.
  • Ирина Александровна Никулушкина – одна из последних учениц Марии Луарсабовны, педагог ДМШ № 7.

Все названные имена определены в результате краеведческого поиска.


 

Сергей Рахманинов – педагог, пианист,  образец для подражания

О каждом названном музыканте и его роли в жизни М.Л.Челищевой можно написать отдельное исследование. Это, очевидно, только вопрос времени. Но если говорить о том, кто оказал самое сильное влияние на формирование «свободного художника», а именно так писали в дипломе Московской консерватории, то, по словам всех знавших Марию Луарсабовну, речь должна идти только о Сергее Васильевиче Рахманинове, и ни о ком больше.

Портрет Сергея Рахманинова был всегда в комнате Марии Луарсабовны и в Рыбинске, и в Ленинграде. Он неизменно висел в тех классах, где она работала (см. Приложение, рис.17, с.16). Ноты с произведениями Рахманинова и двухтомник воспоминаний о нём были увезены на новое место жительство, в то время как вся огромная нотная библиотека оставлена в подарок школе. На протяжении всей творческой жизни Мария Луарсабовна играла Рахманинова в концертах и для друзей. И даже себе она не могла ответить на вопрос, что ей нравится больше – она любила у Рахманинова всё. Неоднократно говорила о том, что его музыка содействует родству душ, что она как воздух. Именно такое родство душ чувствовалось и в Первой сюите, и во Втором концерте для фортепиано с оркестром, и в Вариациях на тему Шопена, которые она слушала в исполнении автора . Отношение Марии Луарсабовны к личности Рахманинова можно определить только одним словом – «кумир». Так сказала она в очерке, написанном для сборника «Воспоминания о Рахманинове», изданном в 1957 году.[Воспоминания о Рахманинове / Сборник. Составитель З.Апетян:  Москва. Госмузиздательство, 1962. Изд.2.С. 419-423 . – М. Л. Челищева  С. В. Рахманинов в Мариинском училище], где   рядом со статьями   известных людей:  И.Бунина,  С.Коненкова, М.Чехова, Е.Гнесиной -  помещены скромные мемуары воспитанницы Московского  Мариинского училища Марии Абуладзе.

Как  и когда Мария Луарсабовна стала ученицей  С.Рахманинова? В 1896 году двенадцатилетней девочкой  Мария Абуладзе,   дочь  отставного подполковника из Ярославля, дворянина,  была отдана в Московское Мариинское училище – закрытое  женское учебное заведение с шестилетним курсом. В то время  С.В.Рахманинов преподавал там  обязательный теоретический  предмет -  сольфеджио. «Рахманинов, как и Чайковский, не любил педагогической деятельности и занимался ею в силу необходимости, нуждаясь в заработке. Занятия педагогикой сильно мешали его творческой работе. Но, несмотря на то, что занятия с нами тяготили его, он любил нашу молодежь, живо интересовался жизнью училища, работой других педагогов, успехами учащихся, бывал на всех открытых музыкальных вечерах и даже сам непосредственно участвовал в нашей музыкальной жизни, аккомпанируя нашему хору», -  пишет Мария Луарсабовна.   «…своим детским сердцем я чувствовала, что передо мной … большой человек», - читаем далее. [Воспоминания о Рахманинове / Сборник. Составитель З.Апетян:  Москва. Госмузиздательство, 1962. С. 419 . – М. Л. Челищева  С. В. Рахманинов в Мариинском училище].

Детские  впечатления пансионерки Абуладзе  совсем по-другому оценивались  ею позже,  когда она сама  стала преподавать.  Именно тогда она поняла, почему, вопреки  занятости, Рахманинов аккомпанировал училищному хору и посещал ученические  концерты,  зачем привозил   известного пианиста А.Гольденвейзера и сам много играл для воспитанниц. «Его игра доходила до дна души каждого человека и заставляла звучать те струны, которые не удавалось затронуть никакому другому  музыканту… Впечатления от встреч с Рахманиновым относятся к самым ярким моментам моей жизни», - конец цитаты. [Воспоминания о Рахманинове / Сборник. Составитель З.Апетян:  Москва. Госмузиздательство, 1962. С. 419 . – М. Л. Челищева  С. В. Рахманинов в Мариинском училище.]

Как педагог,  Рахманинов личным примером  неназойливо внушил своим ученицам 3 основных   правила,  которым Мария Луарсабовна была верна всю жизнь.                                                                                   Во-первых, учитель музыки должен в равной степени любить музыку и своих воспитанников – только  гармония даст ожидаемый результат.  Во-вторых, он должен быть не просто хорошим, а виртуозным  исполнителем – держать форму, чтобы ученикам хотелось учиться музыке.  В-третьих, он должен сам много играть: на сцене, в концертах, в оркестрах, в спектаклях,  на уроках –  действенно пропагандировать музыку. Общение с великим музыкантом    приучило его учениц к высочайшей требовательности к себе, к ответственности за свой труд, к реальной самооценке.  Вернёмся к уже упомянутому эпизоду, как после одного из концертов С.Рахманинова, очарованная его исполнением,  девушка решила больше не заниматься на фортепиано, потому что якобы  со своими ничтожными способностями  недостойна этого.  Цитирую: «В числе других воспитанниц меня брали в концерты Филармонического общества. Но один вечер останется у меня в памяти навсегда. Это было 27 октября 1901 года. В программе стоял  Второй концерт Рахманинова в исполнении автора, под управлением А.И. Зилоти. Я слушала как зачарованная. Да и не только я. Вероятно, вся публика испытывала необыкновенное волнение. Зал буквально замер. Я была потрясена чарующей красотой этого Концерта и его непревзойденным исполнителем».[Воспоминания о Рахманинове / Сборник. Составитель З.Апетян:  Москва. Госмузиздательство, 1962.  С. 419 . – М. Л. Челищева  С. В. Рахманинов в Мариинском училище]

Выше уже  сказано, что было после концерта. К счастью, запертый рояль  был вновь открыт.  Но «понадобилось много времени, прежде чем я смогла снова подойти к инструменту. А играла я в ту пору очень неплохо»,   - конец цитаты. [Письмо М.Л.Челищевой  Ирине Никулушкиной  от 7 мая 1975 года. // Личный архив И.А.Никулушкиной]

Глубокое уважение к великому музыканту Мария Луарсабовна сумела привить и своим ученикам. Рассказывает   Ирина Александровна Никулушкина: «В музыкальном институте имени Гнесиных на втором курсе я играла Второй концерт Рахманинова. В то время (1971-1976)  мы поддерживали переписку с Марией Луарсабовной, и … она интересовалась моими успехами. Она упоминала и об очерке, …о том, какие чувства испытала, когда слушала концерт в исполнении автора », -  конец цитаты. [Интервью с И.А.Никулушкиной  21 сентября 2011 года]

«Мария Луарсабовна  несколько раз рассказывала  нам о Рахманинове. С гордостью вспоминала, как однажды после концерта он похвалил ее за отличное выступление, хотя, как известно, редко положительно оценивал учащихся», -  это фрагмент интервью с   педагогом нашей школы Николаевой  Еленой Григорьевной, одной из последних учениц Челищевой.[Интервью с Е.Г.Николаевой  18 октября  2011 года]


 

2.2. За всё приходится платить 

Читая   воспоминания  Марии Луарсабовны о великом  композиторе и пианисте,    чувствуешь    восторженное преклонение  перед личностью Учителя.   Мы и   не догадываемся о том, что сам факт  появления   этого очерка   есть свидетельство    гражданской стойкости автора. Дело в том, что отношение к Рахманинову, покинувшему Россию  и умершему эмигрантом, не прощённому Советским Союзом,  в 50-ые годы  20 века было не таким, как сейчас.  Произведения  «отщепенца» и «предателя» «не рекомендовали» исполнять на конкурсах и в концертах, называть любимыми,  их  практически не было в репертуаре  музыкальных школ. Первоначально составители планировали издать сборник  к 80-летию со дня рождения композитора (март 1953 года) в 3-х томах. Но постепенно авторы  стали отзывать  уже готовые  материалы под разными предлогами. Мы не знаем, советовали ли   М.Л.Челищевой сделать это - вернее всего, советовали. Но её мемуары были опубликованы. Можно предположить, а это предположение разделяют все, кто её знал и помнит, что власть ей  такого шага  не простила. Неоднократно руководство школы выдвигало кандидатуру Марии Луарсабовны  на различные награды, но ни одной из них она не была удостоена.

Это заявление не голословное. В  ГА ЯО  хранятся  3  документа:

  • а) первый –  копия  письма  от 20 сентября 1967 года секретаря Рыбинского горкома КПСС  И.Г.Сергеева в обком партии с просьбой вернуться к вопросу о присвоении звания «Заслуженный работник культуры» старейшему преподавателю Рыбинской музыкальной школы  М.Л.Челищевой. Письмо заканчивается фразой: «Ходатайство общественности города поддержали профессор В.Г.Соколов, художник Н.Соколов («Кукрыниксы»),  М.Е.Шифман»; [ЦА ЯО в Рыбинске: Р-2270. Оп. 1.Д.2. Л.19.]
  • б) второй  –   копия запроса директора школы Камаева В.И. в газету «Советская культура» от 17 октября 1967 года: «…играет ли роль возраст на получение  звания «Заслуженный работник культуры»; [ЦА ЯО в Рыбинске: Р-2270. Оп. 1.Д.2. Л.20]
  • в) третий  -  цинично-удручающий ответ  начальника Управления культуры Ярославского облсовета   за  № 366  от 23 февраля 1968 года   с советом(!)  директору школы Камаеву В.И. разъяснить коллективу, что  за многолетний плодотворный труд Челищева М.Л. представлена к  грамоте отраслевого профсоюза» . [ЦА ЯО в Рыбинске: Р-2270. Оп. 1.Д.2. Л.23]

 Оказывается, за верность идеалам и  собственные, а не рекомендованные властью  предпочтения, в том числе и музыкальные,  надо платить. Комментарии излишни.         Подводя итог этого раздела, можно процитировать последний абзац  очерка:   «Я глубоко чту память Сергея Васильевича; я счастлива и горда, что была его современницей, его ученицей; видела и слышала живого Рахманинова» . Так писала Мария Луарсабовна о человеке, который оказал самое большое влияние на  её  мировоззрение и  эстетический вкус, творчество  которого, вопреки всему,  она называла океаном, мощью, дыханием, который остался в её памяти как серебряного века силуэт.  

 


 

Часть биографии Марии Луарсабовны Челищевой, одного из самых ярких педагогов   в истории музыкального образования города Рыбинска,  уже уточнена. Мы узнали, как важен был  в её жизни начальный период обучения музыке, что и как преподавали в Мариинском училище, что определило творческие принципы её  будущей деятельности. В данной работе представлены промежуточные результаты. Возможно, они будут дополнены, потому что в нашем распоряжении есть  пока не расшифрованные материалы.   Выполняя намеченные задачи, мы  проверили даты, составили энциклопедические справки на лиц, упоминаемых в печатных и рукописных источниках, изучили переписку, проанализировали архивные материалы.  

Безусловно,  влияние Сергея Васильевича Рахманинова  на формирование Марии Луарсабовны как пианистки  и педагога  было доминирующим. Это подтверждают, в первую очередь, документы: автобиография, письма и мемуары Челищевой.  Это подтверждают её жизненные и творческие принципы, о которых до сих пор помнят её ученики:  в равной степени любить музыку и своих воспитанников, быть не просто хорошим, а виртуозным пианистом, как можно дольше держать исполнительскую  форму,  постоянно выступать в концертах,   активно пропагандировать музыку.

Так трудились её любимые преподаватели: С.Рахманинов и К.Игумнов – так всю жизнь трудилась и она. Цель всей её жизни заключалась в том, чтобы приобщить как можно больше молодежи к музыкальной культуре.

Роль С.Рахманинова в жизни  М.Л.Челищевой [презентация, pdf, 6Mb] Скачать

 

  • Соколов В.Г.
  • Попова О.И.
  • М.Е.Шифман.
  • И.А.Поройкова (справа).1960.
  • Описание:

    Фрагмент фотографии из архива ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского.

  • Письмо М.Л.Челищевой Ирине Никулушкиной от 5 мая 1975 года.
  • Описание:

    // Личный архив  И.А.Никулушкиной.  Фото автора.

  • Обложка мемуарного сборника «Воспоминания о Рахманинове»(1957), в котором помещён очерк М.Л.Челищевой. Фото автора
  • Мария Луарсабовна Челищева. 1959
  • Описание:

    Фото из архива ДМШ №1 им. П.И.Чайковского города Рыбинска.

  • Дубровкина О.И.
  • М.Ростропович. 1951.Фото Е.Халдей.
  • Описание:

    Источник:  СССР в фото. Доступ: http://community.livejournal.com/ccc. [дата обращения:13 ноября 2011] 

  • Никулушкина И.А.
  • Мемориальная доска на доме по адресу: ул. Чкалова, 24, где жила М.Л.Челищева.
  • Описание:

    Установлена 7 мая 1994 года к 75-летию ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского. Фото автора.  

  • Письмо М.Л.Челищевой Ольге Ивановне Поповой от 3 марта 1973 года.
  • Описание:

     // Архив ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского.  Фото автора.

  • В кабинете № 12 всегда висел портрет С.Рахманинова. Фрагмент фотографии из школьного архива.
  • Щербакова В.Н.
  • Программка концерта с автографом Ф.И.Шаляпина, принадлежавшая М.Л.Челищевой.
  • Описание:

    Архив  ДМШ № 1.   Фото автора.

  • С семьёй Камаевых.
  • Баженов А.С.
  • Челищева И.А.

 

 



Обратная связь
  1. Ваше имя
    Please type your full name.
  2. Ваш E-mail
    Invalid email address.
  3. Ваш вопрос
    Invalid Input
  4. Введите код, изображенный на картинке (защита от спама)
    Введите код, изображенный на картинке (защита от спама)
    Пожалуйста, введите код изображенный на картинке!

Поиск по сайту

Кто на сайте

Сейчас 90 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика